В Сахалинской области изменения механизма адресной социальной поддержки населения в оплате ЖКУ не принесли ожидаемого эффекта – количество граждан, которые обращаются за субсидиями, ежегодно уменьшается.
Еще в 2008 году руководство Сахалинской области приняло важное решение – снизить региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ с 22% до 15%. Один из самых низких в стране нормативов должен был сделать субсидии доступными для большего количества малообеспеченных семей и помочь им в оплате жилищно-коммунальных услуг. В свою очередь, энергетики и коммунальщики рассчитывали, что эта мера приведет к снижению задолженности населения, которое является основным потребителем услуг ЖКХ. Однако вопреки прогнозам, задолженность населения продолжает расти, а количество граждан, обращающихся за адресной государственной помощью, снижается. Так, в 2009 году число субсидентов уменьшилось, по сравнению с 2008 годом, почти на 32%. По данным министерства социальной защиты населения Сахалинской области, это произошло из-за увеличения доходов граждан и размера государственных пенсий. Потенциальные субсиденты говорят об ужесточении требований к составу документов на получение адресной помощи и низкой степени информированности об условиях предоставления субсидий. Коммунальные предприятия добавляют к этим причинам слабое исполнение приставами решений судов о принудительном взыскании задолженности, что позволяет должникам без последствий годами не рассчитываться с предприятиями ЖКХ и не утруждать себя хлопотами по оформлению субсидий. Снять барьеры при получении субсидий неплательщикам позволяют соглашения о реструктуризации долгов. Практику заключения таких документов ОАО «Сахалинэнерго» ведет уже несколько лет. Однако и в этом случае компания не наблюдает активности неплательщиков по подписанию соглашений, оформлению субсидий и погашению задолженности за электроэнергию. Все эти годы в Сахалинской области отдельными СМИ, рядом общественников и политиков активно поддерживается миф о «неподъемных» тарифах в регионе, отсутствии внимания власти к этой проблеме. Факты и цифры свидетельствуют о другом. Правительство Сахалинской области создало серьезную систему социальной поддержки, которая способна в полной мере защитить население от высоких платежей за ЖКУ. Адресное субсидирование - это наиболее эффективный и справедливый порядок снижения тарифной нагрузки на потребителей. В связи с этим, по мнению «Сахалинэнерго», необходимы более объективные оценки ситуации и принимаемых мер по поддержке населения, оказание большего внимания популяризации в обществе цивилизованных и законных методов решения проблемы временных финансовых затруднений граждан, в том числе через их право на субсидии.
|