Вопрос о судьбе газопровода South Stream вчера привел к конфликтам в правительствах Болгарии и Сербии — ключевых стран проекта. Несмотря на неожиданное заявление болгарского премьера Пламена Орешарского о приостановке South Stream, с ним не согласились ни другие члены правительства, ни его коллеги по правящей коалиции. А заявления о приостановке South Stream в Сербии дезавуировал сам премьер страны. Москва увидела в решении Софии политическое давление Брюсселя и, по мнению экспертов, будет пытаться решить проблемы South Stream на прямых переговорах с Еврокомиссией, пишет “Коммерсантъ”.
Глава Минэнерго Болгарии Драгомир Стойнев фактически опроверг вчера заявления премьера Пламена Орешарского о приостановке проекта South Stream. Господин Орешарский в воскресенье по итогам встречи с тремя сенаторами США объявил, что останавливает работу над South Stream до дополнительных консультаций с Еврокомиссией (ЕК). Господин Стойнев, который находится с визитом в КНР, уточнил: “Мы действительно работаем по закрытию спорных вопросов с Еврокомиссией, так как мы не отказываемся от реализации проекта”. По его словам, речь идет об ответе на претензии Брюсселя, которые касаются поправок к болгарскому законодательству в отношении морского участка South Stream, проведения тендера по выбору подрядчика, межправительственного соглашения Болгарии и РФ и статуса компании South Stream Bulgaria (владелец болгарского участка газопровода). Министр отмечает, что вопрос о South Stream будет вынесен на саммит министров энергетики ЕС в Люксембурге в конце недели. “Если посмотреть на ситуацию со стратегической точки зрения и без эмоций, то проект South Stream необратим и важен как для Болгарии, так и для всей Европы”,— заключает он.
Сходные противоречивые заявления последовали вчера и от правительства Сербии.
Сначала вице-премьер и министр строительства и инфраструктуры страны Зорана Михайлович заявила в Брюсселе, что пока Болгария и Россия не завершат переговоры по South Stream, работы по сербскому участку будут приостановлены. Впрочем, они еще не начинались. Но сербский премьер Александр Вучич сообщил, что правительство не принимало решения о приостановке. Собеседники в дипломатических кругах объясняют противоречивое поведение властей Софии и Белграда внешним давлением Вашингтона, Брюсселя и Москвы.
Решение Пламена Орешарского критикуют коллеги по правящей коалиции и его собственной Болгарской социалистической партии (БСП). По словам собеседников, приостановка South Stream не соответствует позиции партии, премьер не консультировался ни с правительством, ни с парламентом. Но коалиция после сравнительно неудачных для нее выборов в Европарламент близка к распаду. Неделю назад она с трудом отклонила четвертый вотум недоверия правительству, причем главным объектом критики оппозиции была линия на поддержку South Stream. Политические споры в Болгарии не впервые приводят к приостановке проектов с Россией. Проевропейские партии критиковали нефтепровода Бургас—Александруполис и достройку “Росатомом” АЭС “Белене”, о которых договаривалась лояльная к Москве БСП. После прихода к власти в начале этого десятилетия партии “Граждане за европейское единство” (ГЕРБ) проекты были свернуты. Как заявил депутат от ГЕРБ Ивайло Московский, оппозиция поддерживает решение Пламена Орешарского, поскольку настаивает на строительстве South Stream только при “соблюдении европейских норм”. Депутат от БСП Таско Ерменков считает, что София сможет договориться с ЕС 13 июня, когда ожидается делегация экспертов ЕК для ревизии всей документации по South Stream.
Постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов обвинил ЕК в давлении на Болгарию, назвав “блокирование Еврокомиссией начала работ по строительству ключевого болгарского участка” газопровода “ползучим переходом к экономическим санкциям против России”. Глава МИД РФ Сергей Лавров, впрочем, считает, что в ситуацию вмешалась третья сила: “Некоторые страны, не заподозренные в больших симпатиях к развитию партнерства России с ЕС, хотят использовать эту инициативу, чтобы подорвать энергетический диалог”. Член Болгарского энергетического форума Атанас Тасев заметил: “Когда речь идет о геополитике, здесь Болгария бессильна”. И добавил, что спор о South Stream должен быть решен на уровне Россия—ЕС.
|